2. Участие разработчиков в «захвате движений»

Ивата:

Во время футбольного матча за одну команду на поле играет одиннадцать участников. Но в игре можно напрямую управлять только одним футболистом, остальными в это время будет управлять ИИ. Выходит, что ИИ — сердце футбольного симулятора?

Эномото:

В каком-то смысле да. Несомненно, без ИИ не обойтись. Но, по правде говоря, мне кажется, что компьютерный ИИ все еще очень далек от идеала — это касается всех современных игр.

Ивата:

Графика в играх поднялась до такого уровня, что порой ее не отличишь от фотографий, но в то же время ИИ развивается не так быстро, как хотелось бы.

Эномото:

Именно поэтому люди предпочитают играть против других людей — так намного интереснее. На самом деле в PES компьютерный ИИ по существу больше играет в защите. Так устроен футбол, и если игроки будут загонять в ворота мячи один за другим, то счет в конечном итоге окажется 10:8 — так какой же это футбол тогда? Выходит, важнейшая проблема баланса заключается в том, как реализовать нападение и при этом не разрушить защиту. Также важно при реализации ИИ уделить должное внимание анимации футболистов. У нашей компании есть студия по «захвату движений», которую мы использовали для записи движений нашей команды разработчиков, что нам пригодилось в создании анимаций.

Ивата:

Правда?! Это просто невероятно! Мне казалось, что в игре используются движения профессиональных футболистов.

Эномото:

Раньше мы обращались за помощью к футболистам из J. League (футбольная лига Японии) и другим профессиональным игрокам, но мы не можем допустить, чтобы они повторяли опасные трюки и движения снова и снова, тем более что у нас не будет возможности делать повторные дубли столько раз, сколько нам нужно.

Ивата:

Понимаю. Для профессионального игрока очень важно быть в отличной форме, ведь это его главное достояние.

Эномото:

Верно, в противном случае их менеджеры не допустят их к игре. Так что оптимальный вариант в нашем случае — установить сенсоры на своих же сотрудников и таким образом «захватывать движения». Разумеется, есть разница в телосложении спортсменов и любителей, а значит будет заметная разница в таких моментах, как скорость удара, но мы записываем все необходимые движения очень тщательно, делая очень много попыток.

Ивата:

В конечном итоге ваша настойчивость в повторении результатов, а также их количество полностью меняют качество игры.

Iwata Asks
Эномото:

Верно. Вопрос заключается в том, где мы можем пойти на компромисс. Мы можем изменить записанные движения после, но намного лучше просто сделать еще один дубль.

Ивата:

Уверен, что среди ваших сотрудников есть очень хорошие футболисты, но все равно это просто потрясающе. Думаю, со стороны может выглядеть странно, как вы «захватываете движения» своих сотрудников, не жалея дубли и самих сотрудников. (Смеется.)

Эномото:

Вратарю приходится очень часто прыгать за мячом, поэтому профессионалам опасно этим заниматься в наших условиях из-за серьезного риска получения травмы. Процедура захвата в физическом плане может быть очень тяжелой. Но наши сотрудники сменяют друг друга по очереди, благодаря чему у нас появляется возможность сделать нужное количество дублей.

Ивата:

Да уж, одному человеку не под силу постоянно повторять нечто подобное. (Смеется.) Все-таки на это уходит масса сил и энергии.

Эномото:

Верно. Таким образом, сотрудники, участвующие в «захвате движений», даже больше других вовлечены в игру, поскольку не только результаты их работы становятся частью создаваемых футбольных симуляторов, но и их движения.

Ивата:

Могу поспорить, для них это очень хорошая мотивация. Во время работы основную часть времени мы проводим сидя за столом, но для реального развития игры, на мой взгляд, нужно думать более спортивно. Так же было с командами разработчиков игр Mario6 и Zelda7. Когда игрок в них допускал какую-то ошибку, разработчики хотели, чтобы он не прекращал пытаться пройти этот эпизод. На мой взгляд, в каком-то смысле это тоже спортивное мышление. Но разработчики PES занимаются физическими упражнениями на самом деле, а это уже сама суть спорта! (Смеется.) 6Mario — серия игр Super Mario Bros. Первая игра серии была выпущена в сентябре 1985 года в Японии для системы Nintendo Entertainment System. 7Zelda — серия игр The Legend of Zelda. Первая игра серии была выпущена в феврале 1986 года в Японии для системы Family Computer Disk System.

Эномото:

Ну, мы не могли подойти к процессу иначе, и, например, если бы уже была готова графика для игры, но сами движения не создавали бы нужного впечатления, мы не могли бы просто сказать: "Так, завтра утром первым делом мы запишем заново эти движения". Для нас очень важно было поддерживать энергичный ритм работы.

Iwata Asks
Ивата:

Вы «захватывали движения» для компьютерного ИИ, потом вставляли их в игру и, если они не совпадали с остальными движениями, вы захватывали их повторно. В таком режиме вам пришлось проработать около года, чтобы добиться равномерного качества по всей игре. Видимо, это одна из причин, по которой PES смог эволюционировать за столь сжатые сроки. Выходит, практически каждый в вашей команде теперь хорошо разбирается в футболе?

Эномото:

Да. Когда мы только начали работать, были сотрудники, которые мало что знали о футболе, но сейчас это для них работа всей жизни. По возвращении домой многие из них смотрят матчи просто ради удовольствия. Если бы они полностью не прониклись этой тематикой, им бы не удалось отразить в игре те сцены и моменты, которые просто-напросто обожают поклонники игры.

Ивата:

Сотрудники, занимающиеся программированием ИИ, по всей видимости, много размышляют о стратегии игроков и о том, как они принимают решения. Разработка футбольных симуляторов как-то повлияла со временем на ваши впечатления от просмотра футбольных матчей?

Эномото:

Да, я их воспринимаю немного иначе.

Ивата:

Могу поспорить, смотреть матчи стало намного интереснее.

Эномото:

Когда я смотрю футбольный матч, я поневоле пытаюсь предугадать следующий шаг игрока на поле и, когда он делает что-то неожиданное для меня, я осознаю, что в игре еще очень много потенциала. И думаю о том, что футболист на поле вытворяет вещи, которые я вижу впервые в жизни...

Ивата:

Вы не находите, что футбол живет сам по себе и со временем меняется качество этого вида спорта? Появляются новые спортсмены и привносят что-то свое в игру, разрабатываются новые тактики и прочее — все это постоянно преображает футбол. Вы ведь очень тонко чувствуете подобные изменения?

Эномото:

Думаю, да. Взять к примеру тактику зонального прессинга8, которая использовалась для того, чтобы вывести из игры определенного футболиста, но в какой-то момент эту тактику начали применять, и весьма эффективно, против всех соперников. 8Зональный прессинг — тактика защиты в футболе.

Ивата:

Видимо, так исторически сложилось.

Эномото:

Да. Именно так и появляются некие стандарты. На сегодняшний день это уже весьма распространенная тактика.