3. Инновации в футбольных симуляторах

Ивата:

По мере эволюции футбольных симуляторов серия PES в лице PES 2008 — Pro Evolution Soccer9 добралась и до консоли Wii. Наверное, весьма непросто было вносить такие изменения в футбольную игру, где управление всегда было сосредоточено на том игроке, у которого мяч. В игре PES 2008 был предложен ряд инноваций, и в своем роде она стала ответвлением от серии. Что вы об этом думаете, господин Эномото? 9PES 2008 — Pro Evolution Soccer: копия японской серии Winning Eleven — Play Maker. Первая игра этой серии, PES 2008 — Pro Evolution Soccer, была выпущена в феврале 2008 года в Японии для консоли Wii. У игроков появилась возможность управлять с помощью пульта Wii другими футболистами, помимо того, кто ведет мяч, а также выводить их на открытое поле.

Эномото:

Мы попробовали внедрить эти инновации, поскольку тогда мы были крайне недовольны поведением ИИ в PES. Мы составили список всех особенностей, которых не было в предыдущих частях серии PES, и решили на них ориентироваться при разработке. Тогда уже начала кипеть работа над новой частью.

Ивата:

В каком-то смысле вы решили потягаться с традиционной версией PES. Несомненно, каждая новая игра в серии с годами приближала серию к некоему идеалу, но все равно вам казалось: если не действовать более решительно, вы не сможете выйти на качественно новый уровень.

Эномото:

Верно. С прежней версией ИИ часто бывали такие ситуации: вы точно знаете, куда было бы здорово отправить пас, но в том месте отсутствовали ваши игроки.

Ивата:

Для игр, вышедших до PES 2008, было характерно бездействие ваших футболистов в ситуациях, когда вы отправляете мяч на открытое поле.

Эномото:

Иногда футболисты, управляемые ИИ, оказывались в нужном месте, но это происходило случайно. Было непросто разрешить эту проблему, используя существующие контроллеры.

Ивата:

Как раз когда вы рассуждали на эту тему, появился пульт Wii, который позволяет указывать в любое место на экране. Могу поспорить, что было непросто убедить вашу команду разработчиков поработать в другом направлении. Все-таки у них было много своих наработок, и им было намного удобнее действовать так, как им привычно.

Эномото:

Было очень сложно. У меня спрашивали: "Выходит, вы хотите отречься от наших предыдущих творений?" Но это был совсем не тот случай. Я подумал, что развитие серии PES может пойти и в другом направлении, если мы вместе решимся попробовать что-то новое. Неожиданно я натолкнулся на уникальные контроллеры для Wii, которые дали толчок полету моей фантазии.

Iwata Asks
Ивата:

Вы представили, как с помощью Wii вам удастся создать новую систему управления, и подумали: "Уверен, это положительно скажется на развитии серии PES" и "Это стоит попробовать".

Эномото:

Совершенно верно.

Ивата:

Ваша роль — наблюдать за всем процессом разработки с высоты птичьего полета, охватывая все ее аспекты. Это возможно только в вашей должности. И это естественно, когда люди сопротивляются переменам и не хотят выбирать более сложный путь. Некоторые вещи кажутся настолько новыми и неизведанными, что порой естественная реакция на них: "Ни в коем случае!" Что же в итоге склонило сотрудников на вашу сторону?

Эномото:

Мы не могли тогда представить эту систему в действии со старой версией ИИ. Чтобы стимулировать сотрудников, я создал команду разработчиков для Wii, от которой ожидал более динамичных и живых изменений, чем от старой команды.

Ивата:

Мне кажется, что по прошествии нескольких лет это решение сказалось не только на вашей собственной компании, но и на мире футбольных игр в целом. Вы были полностью уверены, что это коренным образом преобразит игру?

Эномото:

Верно. Чтобы осилить более сложные цели, мы должны начать с изменений в себе. Поскольку наша конечная цель — воссоздать все, что происходит на стадионе, я не мог в этой ситуации позволить нам стоять на одном месте.

Ивата:

Похоже, что цели, которые вы поставили для себя при разработке PES 2008, привели к инновациям во всех футбольных симуляторах. В японском языке заимствованное из английского языка слово "инновация" в основном переводится как "технологическое улучшение". Но мне кажется, что, воплощая в жизнь то, что многие люди в мире считают невозможным, другими словами, делая невозможное возможным и давая понять людям значимость этих перемен, вы как раз и делаете инновации — именно такой смысл необходимо вкладывать в это слово.

Эномото:

Согласен.

Ивата:

Кстати, нередко про гениальных футболистов говорят, что они словно видят поле целиком, иначе как бы они знали, что пас нужно подать именно в то место, а не другое. Похоже, что именно это вы хотели привнести в PES 2008 — модифицируя ИИ, вам хотелось увеличить угол обзора для футболистов?

Эномото:

Верно. Футболисты обеспечивают себе широкий угол обзора просто благодаря тому, что они смотрят по сторонам и мгновенно оценивают ситуацию.

Ивата:

Это значит, что они могут беглым взглядом определить траекторию движения мяча, а также предугадать движения других игроков, мгновенно прокручивая всю эту ситуацию у себя в голове.

Iwata Asks
Эномото:

Совершенно верно. В наших играх футболисты тоже не могут подать пас, не взглянув на других игроков. Главное — это внимание к мелочам. Во время просмотра повтора можно заметить небольшой поворот головы игрока перед пасом. В матчах на реальных стадионах существует множество подобных нюансов.

Ивата:

Понятно. Это говорит о том, как серьезно вы подходите к полному воссозданию атмосферы стадиона.

Эномото:

Но даже если мы достигнем нашей главной цели, футбол не будет стоять на одном месте...

Ивата:

И у вас всегда будут появляться новые цели.

Эномото:

Полагаю, вы правы. А если новые цели не появятся, тогда как минимум на одного безработного станет больше. (Смеется.)